Детство
и юность
Косма Этолийский родился в 1714 году в небольшом горном этолийском
селении Мегало Дендро (Великое Древо). О родителях Констаса известно
немного. Оба они были ткачами. Отец (Димитрий) происходил из деревни
Грамено, мать была родом из селения Влахохори. Из-за преследования
турецких властей они вынуждены были бежать из Эпира и обосновались в
Этолии в 1700 году. Там у них родилось двое детей: Косма и его старший
брат Хрисанф. Хрисанф впоследствии стал известным историческим и
церковным деятелем, немало сделавшим для возрождения православия в
греческих землях. С восьми лет
Констас обучался под руководством иеродиакона Герасима Литсикаса в
Сигдитсе. В двадцать лет он стал обучаться грамматике в общинной школе
Ломботины. Косма был способным и одаренным учеником и в том же 1734
году был назначен в общину Ломботины учителем. Такая практика в то
время была распространенной и повсеместной: способные ученики часто
совмещали обучение с преподаванием. Зимой святой Косма учил в церкви,
летом - в тени деревьев. Он знал учебные тексты наизусть и преподавал,
не заглядывая в книги. Свое образование Констас продолжил в Элиномусио
Враянон. Это учебное заведение было открыто при монастыре святой
Параскевы известным проповедником Евгением Яннулисом. Там Косма изучал
обширные монастырские библиотеки, хранившие тысячи редких рукописей,
общался с ученными, отказавшимися от эмиграции на Запад и скрывавшимися
в монастырях. Помимо гуманитарных дисциплин Косма смог расширить свои
знания по арифметике и геометрии. Сколько длилось его обучение,
неизвестно, но, вероятно, он оставался там до своего отъезда на Афон в
1749 году, совмещая учебу с преподавательской деятельностью.
Вот что рассказывает о дальнейших событиях первый биограф святого Космы
преподобный Никодим Святогорец: "Еще нося мирское имя Констант,
праведный и в мирской одежде уже украшал себя благолепием монашеского
образа, не щадил своих сил и трудов и приучал себя к совершенному
подвижничеству. Но вот из этого славного и знаменитого училища
удалились учителя, оно, к несчастью, снова опустело и пришло в упадок,
тогда добрый Констант, удалившись оттуда, прибыл в святую обитель
Филофееву. Там он принял монашеский постриг и с великим усердием
преуспевал в иноческой жизни. Вскоре же, когда обители понадобился
священник, по сильному убеждению и прошению отцов он был рукоположен в
иеромонахи".
Миссионерская деятельность
В 1760 году Косма покинул Афон, пробыв там, таким образом, десять лет.
Главной причиной, побудившей его оставить монастырь, была забота о
соотечественниках и стремление к апостольскому служению. Святой Косма
посетил со своими проповедями не только Грецию, но и Болгарию, Сербию,
Малую Азию. "Тысячи городов и деревень не слышали слова Божия", говорит
Косма в одном из своих поучений. Понимая всю сложность сложившейся
ситуации, он побывал практически на всей территории
Константинопольского патриархата. Особое внимание святой уделял
районам, над населением которых нависла угроза исламизации и отрыва от
национальной культурной традиции. Так, в Северном Эпире он был
несколько раз, посещая одни и те же населенные пункты и поддерживая
местных жителей своими пламенными проповедями. Вклад Космы Этолийского
в духовное и национальное возрождение Балкан проявился не только в
личной проповеди, охватившей практически все слои населения, но и в
основании большого числа бесплатных школ (более 200). Косма заботился
не только об открытии школ, но и об обеспечении их преподавательскими
кадрами. Он назначал учителей, обеспечивал их финансами и жильем, но,
самое важное, смог наладить подготовку новых преподавателей. При
патриаршей обители Стилу он организовал Высшую Школу, главной ее
задачей стала подготовка учителей и проповедников, которые продолжили
бы его дело. Такую же школу он основал и в монастыре Иоанна Богослова.
Косма Этолийский сыграл, пожалуй, ключевую роль в достижении единства
нации, которое впоследствии обусловило успех
национально-освободительного восстания 1821 года. Одного слова Космы
было достаточно, чтобы слушатели вносили кардинальные изменения в свой
жизненный распорядок: раньше торговые дни были в Пятницу, Субботу и
Воскресение, святой Косма отменил Воскресение, чтобы христиане не имели
работ в этот день, и так и случилось, торговля по Воскресным дням
прекратилась. Популярность и рост влияния святого умножило число его
врагов: знать и ростовщики, злоупотребления которых обличил Косма,
богатые торговцы иудеи, понесшие колоссальные убытки из-за переноса
базарных дней на Субботу – все они стали страстно желать
смерти проповедника. Богатые ростовщики и торговцы (понесшие большие
убытки из-за переноса торговых дней на Субботу) заплатили Курт-паше 25
тысяч грошей за голову праведного Космы. Величина этой суммы
поразительна: На эти деньги в те времена можно было купит 12 500 овец.
В пересчете на сегодняшние деньги эта сумма соответствует полутора
миллионам долларов.
Мученическая кончина
24 Августа 1774 Косма Этолийский был повешен, а тело его было сброшено
в реку Апс. Мощи святого были перенесены в город Янина, а затем в
монастырь, основанный в честь него Али Пашой Янинским.
Существует множество свидетельств о проповедях Космы на Балканах. На
пути своего следования он оставлял деревянные кресты. Николаос
Мистакидис в конце восемнадцатого века писал, что кресты, оставленные
Космой Этолийским, «сохраняются в деревнях Вотриси, Лиа,
Музини». Эти кресты часто обновлялись и многие из них
сохранились до нашего времени. Там, где по тем или иным причинам они не
сохранились, установлены поклонные места.
Жители деревни Тсираки в знак уважения, признательности и благодарности
святому дали своему селению его имя – «Агиос
Космас».
Источник: http://ru.wikipedia.org |