Вторник, 14.05.2024, 13:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Познавательный мир

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 9 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
Форум » Книги, статьи, редкие издания » Новозаветные апокрифы » Деяния Филиппа
Деяния Филиппа
buslikДата: Понедельник, 16.09.2013, 11:56 | Сообщение # 9
Группа: Удаленные





1 Христианские апокрифы, например, утверждали, будто один из старейших членов Синедриона, "уважаемый всем народом" (Деян. 5:34) фарисей Гамалиил, находясь в Риме, принял христианство и был крещен апостолами Петром и Иоанном. Существовало даже псевдоэпиграфическое "Евангелие Гамалиила".
2 См.: ЕЭ, XV, 539-541.
3 К первому поколению принято относить таннаев, действовавших в 10-80 гг., ко второму - в 80-120.
41 ЕЭ, VIII, 916.
5 См.: Комэй Дж. Кто есть кто в истории евреев. М., 1998. С. 237.

--------------------------------------------------------------------------------
С именем Иошуи бен Ханании Агада связала множество легенд и преданий. Среди них есть рассказ о том, как благодаря астрономическим познаниям Иошуи морское плавание из Палестины в Рим было совершено в необычайно короткие сроки. В другом предании утверждается, что во время пребывания в Риме он сумел на основании Библии доказать воскрешение мертвых. В сюжетной канве и образной системе публикуемого апокрифа просматривается, на наш взгляд, христианская перелицовка этих легенд. Главная ее особенность в том, что "теоретическое" в созвучии со всем строем "Истории Филиппа" переведено в план образно-наглядного, а чудесное максимально усилено.
Думается, вполне определенная аллюзия скрыта и в образе карфагенского правителя-Сатаны. Рискнем предположить, что первоначально здесь подразумевался император римлян Элий Адриан (117-138). К такой догадке нас подводят следующие соображения:
1) Со времени правления Адриана и до конца античной эпохи отношение христиан к этому императору оставалось негативным. Они были убеждены, что "Адриан намеревался повсеместно искоренить христианскую веру и установил на месте страстей Господних изображения демонов"1, и потому вполне могли объявить его сатанинским правителем;
2) Как уже говорилось, именно с Адрианом тайная Хананию связывают Талмуд и Мидраши, а в агадической традиции их словесные поединки описаны с претензией на стенографическую точность;
3) Содержание некоторых их диспутов перекликается с метафорами и, что особенно важно, - с сюжетными поворотами "Истории Филиппа". Такова, например, беседа о волках, овце и Пастыре,2 имеющая прямую параллель с обращенными к Филиппу словами Христа (см. гл. 1). В этом совпадении можно, конечно, усмотреть расхожее клише христианской литературы, однако в "Истории Филиппа" есть сюжетная перекличка и с другой, куда менее известной агадической притчей - об Адриане, бен Ханании и бей-илаийском льве.

--------------------------------------------------------------------------------
1 Сульпиций Север. Хроника, I, 31,3.
2 Сравн.: Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей. М., 1993. С. 239.

--------------------------------------------------------------------------------
- Вашего Бога, - сказал Адриан Иошуе, - пророки сравнивают со львом. Велико ли, в таком случае, Его могущество? Ведь любой всадник может убить на охоте льва.
Обратился тогда Иошуа к небесам, и, поднявшись из своего логовища, зарычал лев, и обрушились стены Ад-риановой столицы. Приблизившись, зарычал он вторично. И выскочили тогда у людей зубы из десен, а императора сбросило с трона на землю.1 В "Истории Филиппа" (гл. 4), едва апостол (на устах которого пребывает Бог) вошел в Карфаген и осенил себя крестом, правитель-Сатана "низвергся с трона тотчас и навзничь рухнул".
Если принять версию, что император Адриан действительно был прототипом правителя-Сатаны, становятся понятны некоторые загадочные реплики этого колоритного персонажа, который, неизвестно почему, вдруг начинает оправдываться в том, что "не сидит в этом городе неотлучно", - Адриана часто упрекали в чрезмерной склонности к путешествиям и длительных отлучках из Рима. А Карфаген с его именем связывало название, так как в годы царствования Адриана он был переименован в Адрианополь.2

--------------------------------------------------------------------------------
1 Агада. М., 1993. С. 242.
2 Scriptores Historiae Augustae. Aelius Spartianus. Hadria-nus, XX,4. В русском переводе: Властелины Рима. М., 1992. С. 17.

Этот памятник дошел до нас только в сирийской версии. Публикуемый перевод подготовлен по изданию: Apocryphal Acts of the Apostles, edited from Syriac manuscripts in the British Museum and other Libraries by W. Wright. V. II. P. 69-92, London, 1871.1
 
Форум » Книги, статьи, редкие издания » Новозаветные апокрифы » Деяния Филиппа
  • Страница 9 из 9
  • «
  • 1
  • 2
  • 7
  • 8
  • 9
Поиск:

Вверх

Карта сайта Святослав © 2024